Замки Чехии. Замок Жлебы.

замок жлебы

В нескольких километрах от чешского города Кутна Гора, окруженный пейзажным английским парком, возвышается средневековый рыцарский Замок Жлебы.

В его помещениях собрана коллекция, состоящая из редких историко-художественных предметов: чешское стекло в стиле барокко, немецкое стекло в ренессансном стиле, итальянская майолика, дельфтский фаянс, китайский фарфор, большое количество картин, и прежде всего коллекция оружия.

Первое упоминание о замке Жлебы относится к концу XIII века. Строителем замка называется некто Индржих из Лихтенбурка. С середины XIV века замок некоторое время принадлежит королевской короне, что подчеркивает его стратегическую и историческую значимость того времени. Все последующие века замок неоднократно перестраивается и меняет своих владельцев. Во времена гуситских войн замок был разрушен и сожжен, но уже в XV веке восстановлен и обновлен владельцами. В конце XVII века последними владельцами замка Жлебы стали представители старейшего тирольского рода Ауэрспергов, в собственности которых замок и оставался вплоть до XX века. Нынешнему облику замок обязан именно представителям рода Ауэрспергов, которые перестроили замок во второй половине XIX века.

Члены влиятельного немецкого рода Ауэрспергов в своем большинстве занимали высокие государственные должности при императорском дворе. Старейший и очень разветвленный род Ауэрспергов по происхождению из Швабска, где владел замком Урспэргер у Миндельгейма, откуда в XI веке переселился далее на восток от Любляны, где построил крепостной замок Ауэрсперг.

Имеется упоминание об одном из основателей этого рода, относящееся к середине XI века. Представители рода Ауэрспергов, владеющие замком, перестраивали его каждый соответственно своему вкусу и веяньям эпохи, в которую проживали. Стили сменяли друг друга: барокко, рококо, нео-романский стиль, в котором царила атмосфера ностальгического преклонения перед историей рыцарства.

В середине XIX века началась перестройка интерьеров замка в соответствии с атрибутами романского стиля. В то время были построены укрепления с множеством башен, которые создавали впечатление средневековой крепости, а в стиле английского позднего ренессанса был перестроен фасад замка. Таким образом, барочный замок был снова превращен в средневековый, по его крепостным стенам Винценц Карл Ауэрсперг совершал прогулки, одетый в костюмы со времен тридцатилетней войны. В таких костюмах он позировал для портретов, которые представлены в красном кабинете.

В конце XIX века, после смерти Винценца Карла Ауэрсперга, владельцем замка становится его малолетний сын. В это время строительная деятельность в замке, по существу, ограничилась, проводился только небольшой ремонт и уход за замком. В 1942 году умер князь Фердинанд, последний владелец замка Жлебы из рода Ауэрспергов. После 1945 г. замок стал собственностью государства.

Осмотр замка начнем с неоготической часовни. Интерьер часовни украшают фигуры святых под балдахинами, окна украшены витражами. Украшением часовни является также главный алтарь с изображением сцены Вознесения Девы Марии и фигурами святых на боковых алтарях, изготовленный для часовни замка в 60-х годах XIX века в Вене. Здесь также имеется много ценных образов древнего искусства – например, ковчег с сюжетом коронования Девы Марии – начала XVI века, работы немецкого мастера и многое другое.

Далее войдем в вестибюль, который представляет собой оружейный арсенал с декоративно расположенными экспонатами оружия и доспехами, типичными атрибутами средневековых рыцарей. Проект вестибюля, лестницы и рыцарского зала предложил лично Винценц Карл Ауэрсперг по английскому образцу с целью собрания главной части своей коллекции доспехов и оружия, которую приобрел во время перестройки замка в романском стиле. Здесь преобладают картины немецких мастерских XVI века, огнестрельное оружие XVI-XVII веков, происходившие из баварских, силезских и австрийских мастерских, также представлено несколько интересных экспонатов голландcких и итальянских мастеров.

На стенах вдоль лестницы с романтическими реберными перилами, висит много военных предметов, например, доспехи для половины тела 1623 г., принадлежавшие воинам полка графа Паппенгейма (который участвовал в 30-летней войне на стороне Вальдштейна), бургундские защитные шлемы и пистолеты.

На лестничной площадке бельэтажа выставлены ружья, изготовленные в XVII веке по испанским образцам. В верхней части лестницы выставлены охотничьи ружья.
Лестница ведет к рыцарской веранде, находящейся на первом этаже, которая была образована в XIX веке путем застекления открытой дворовой аркады в южном крыле здания.

Рыцарская веранда была построена по образцу залов английских замков во времена королевы Елизаветы. Интерьеры замка Жлебы приобрели в середине XIX века все характерные признаки построек елизаветинского типа: в помещениях были построены камины, а всюду размещались, главным образом, доспехи и оружие, которые создавали атмосферу старинной рыцарской резиденции.

Особенно характерными для этого стиля оформления интерьеров были большие проемы в эркерах с застекленными небольшими окошками, со вставленными цветными витражами с изображением гербов. Винценц Карл Ауэрсперг имел большую коллекцию старинных витражей в своем поместье в Верхней Австрии, большинство из них были перенесены замок Жлебы из замка Амбрасса у Инсбрука.

Большая часть этой исключительной коллекции витражей использовалась для окон рыцарского зала, в ней представлены живопись на стекле, часть из которой с изображением гербов, часть с изображением фигур и часть с разными фрагментами. Самые старинные витражи были изготовлены в 1503 году, а самые поздние – в 1749 году.

Кроме этой коллекции в замке Жлебы имеется большое количество подобных композиций из декорированного стекла, вставленных в отдельности или группами в окна всех помещений. Романтичность интерьера рыцарской веранды подчеркивает также внутреннее архитектурное оформление.

У южной стены находятся камины с налетом готики из коричнево-красного мрамора. Здесь размещаются рыцарские доспехи, большинство из которых изготовлено в XVI веке в стиле ренессанс. Они очень эффектно усиливают атмосферу преклонения перед историей рыцарства, навеянную впечатлениями от посещения рыцарской веранды. Здесь также висит много экспонатов исторических ружей. Многие из них выставлены в стеклянных витринах.

Через двери, над которыми укреплен вырезанный цветной хромированный герб Ауэрспергов, входим в рыцарский зал, служащий как большая трапезная. Это самое большое помещение в юго-восточном крыле замка, служащее для совещаний ещё в период основания замка.

В XIX веке большая трапезная постепенно переделывается в рыцарский зал по образцу английских залов. Тип помещения, называемый рыцарский зал, был создан в XIX веке по образцу английских залов елизаветинского времени и, прежде всего, служил для представления истории рода, а поэтому это помещение в замке имело большое значение, так как здесь были собраны памятники родовой истории и разные драгоценности. Отделка стен этого помещения деревянной обшивкой с того времени сохранилась до сих пор.

Был также готов ребристый лепной потолок, точно созданный по образцам архитектора J.Nash (по всей видимости, имеется в виду английский архитектор Джон Нэш), отдельные компоненты которого семья Ауэрспергов, начиная с 1839 года постепенно собирала в своей библиотеке специально для замка Жлебы.

В то время большая трапезная в замке уже была украшена гербами, вырезанными в деревянной обшивке стен и камина, доспехами и декоративно развешанными ружьями, так что из большой столовой был создан рыцарский зал. У стен были расставлены парадные доспехи рыцарей, участвовавших в турнирах, которые почти все были изготовленные в XVI веке. Разные щиты, огнестрельное и холодное, рубящее и колющее оружие — массивные луки, копья, мечи, шпаги, рапиры, булавы и турецкие знамена – трофеи, захваченные в битвах с турками, были собраны в виде декоративных групп.

Рыцарский зал одновременно выполнял функцию большой столовой замка. Посередине зала стоит столовый стол с большим количеством барочных стульев. Вдоль стен расставлены шкафы, серванты и сундуки-лари, исполненные либо в стиле ренессанса и барокко, либо их копии.

На северной стене зала развешены картины, под которыми стоит большой стол-буфет. На столе стоят граненные и резные бокалы и чаши. Они, в основном, изготовлены в XVII веке и начале XIX века из чешского хрусталя в стиле барокко. Два предмета столовой утвари из венецианского стекла относятся к более позднему времени.

За рыцарским залом находится главный салон замка, который является вторым наибольшим помещением замка – так называемый, большой синий салон, служащий приемным салоном, претерпевший в XIX веке изменения, как и рыцарский зал.

Ранее салон был оформлен в стиле рококо: имел лепной потолок, большое зеркало между окнами, стены по всей поверхности были расписаны живописью с сюжетами сцен из жизни Венеции. Затем, в угоду моде того времени, салон был переделен по английскому способу оформления залов, то есть салон был отделан по елизаветинским образцам — стены были обиты кожаными обоями с углубленным рельефным декором сине-золотистого цвета, нижняя часть стен имела деревянную обшивку. Лепной потолок был заменен деревянными кассетами.

В салоне стоял рояль для домашних концертов и бильярд – в то время очень модная игра. Портретами членов рода Ауэрспергов в салоне представлена история рода. В салон была перенесена коллекция ценной исторической мебели, прежде всего, предназначенная для кабинетов в стиле барокко.

Особенно интересен испано-мавританский секретер из красного дерева, изготовленный в XVII веке. Рядом с секретером стоит тосканский сундук-ларь, изготовленный в северной Италии. Салон был обставлен мебелью, которая в своём большинстве была изготовлена в XVII веке.

Рядом с синим салоном находится тирольская комната, получившая своё название по виду деревянной обшивки. Тирольская комната в XVIII веке была обставлена в стиле китайских кабинетов. На рубеже XIX и XX веков ее стены были отделаны деревянной обшивкой из тирольской сосны. Стародавнюю деревянную обшивку сюда перенес Винценц Карл Ауэрсперг из одного своего замка, находящегося в Верхней Австрии. Два окна тирольской комнаты, выходящие во двор, украшены небольшой живописью на стекле, изображающей гербы и различные сюжеты. В углу комнаты рядом с дверями стоит барочная кафельная печь коричнево-белого цвета, покрытая глазурью, построенная в конце XVII века. На позолоченном буфете расставлены предметы из дельфтского фаянса.

Через двери с богатой инкрустацией разноцветным деревом, изготовленные в 1573 году и украшенные гербом города Иглавы. Входим в красный кабинет, который одновременно выполнял функцию кабинета и парадного салона княгини. Нынешний вид салон приобрел также во время переделке замка в соответствии английскому елизаветинскому стилю. Окно в эркере украшено живописью на стекле.

Эркерный выступ с деревянной обшивкой исполнен по эскизам жены романтического строителя Винценца Ауэрсперга – княгини Вилемины, созданным по английскому образцу архитектора J.Nash. Княгиня Вилемина обладала большими художественными способностями. Живописи ее учила австрийская художница Амалия фон Петер, которая в середине XIX века посетила замок Жлебы. Княгиня Вилемина собственноручно вышивала драпировки, обои и скатерти в интерьерах замка, а также была автором акварелей, в которых изобразила интерьеры замка в разных стадиях его перестройки. Беря за основу образцы английских каталогов, лично чертила проекты для оформления интерьеров, которые часто использовались.

В красном кабинете стоит кафельная печь, покрытая цветной глазурью, дело рук нюрнбергских мастеров на рубеже XVI и XVII веков. В красном кабинете имеется коллекция разных драгоценностей, редких экземпляров мебели. Стены украшены серией портретов членов рода, часто в исторических костюмах. Низкие двери, ведущие из красного кабинета, богато инкрустированы. Они изготовлены на рубеже XVI и XVII веков и, вероятно, перенесены из пражской Староместной ратуши.

Далее следует галерея, которая образовалась путем соединения двух небольших комнат. Она также отделана в соответствии с елизаветинским стилем. Стены имеют деревянную обшивку с ромбовидными мотивами, взятыми из эскизов архитектора J.Nash и выбираемыми лично членами рода Ауэрспергов. Обшивка стен окрашена в синий цвет, а внутри полей нарисованы позолоченные монограммы рода Ауэрспергов. Это – обычный способ представления истории рода родовой в интерьерах замков. Подобную функцию имеет также герб, покрытый цветной глазурью, находящийся на кафельной печи.

Остальные части стен отделаны кожаными обоями, которые предложила княгиня Вилемина. На стенах висит серия картин XVIII и XIX веков. В витринах выставлены драгоценности. В углах галереи стоят угловые серванты, с элементами готики, изготовленные в конце XIX века.

Рядом с галереей соседствует библиотека, которая была обставлена во второй половине XIX века. Ее меблировка сохранилась до нашего времени. Деревянная обшивка и книжные шкафы были исполнены в одинаковом стиле, с элементами готики. В том же стиле были выдержаны и другие предметы – например, подставка для книг у окна. В книжных шкафах библиотеки хранятся редкие произведения литературы, насчитывающие около 10000 экземпляров и 6000 гравюр.

В библиотеке содержится много древних и редких книг чешских историков. Здесь хранятся обширные каталоги образцов и эскизов, по которым род Ауэрспергов отделывал интерьеры замка, и много ценных книжных собраний. В библиотеке над дверями висят проволочные кольчуги, как ностальгические воспоминание о рыцарстве. Внимание посетителей заслуживают старинные лампочки, входящие в первоначальную систему электрического освещения замка.

Следующая комната – кабинет, посвященный 30-летней войне (небольшой готический салон) был отделан во второй половине XIX века. Его убранство сохранилось до нашего времени. Сюда была перенесена деревянная обшивка в позднеготическом стиле из Малборка, бывшею крепостного замка, принадлежавшего когда-то ордену немецких рыцарей Мариенбурка, находящегося в Польше.

У стены напротив окна стоит сундук-ларь, современная копия готического образца, созданная в XIX веке. Выставленное оружие было изготовлено в период 30-летней войны.
Через двери, составленные из резных компонентов конца XIX века, виден рыцарский кабинет, который служил небольшой столовой.

Это – последняя комната, завершающая серию парадных помещений в восточном крыле, которая уже находится на стороне северного входного фасада. В кабинете были собраны все доступные предметы о средневековом рыцарстве. Кабинет мог бы быть в своем роде музеем рыцарства.

В 1844 г. кабинет был полностью отделан деревянной обшивкой, эта отделка заканчивалась карнизом. на котором располагались каски морионы (с гребнем) и бургундские шлемы, распространённые в XVI веке. Остальные виды оружия были развешены на деревянной обшивке стен. На комоде стоит шкатулка для ценностей, изготовленная из темного мореного дерева с рельефными сценами из жития Христа.

Далее следует приемная рабочего кабинета, обставленная мебелью и предметами XVI и XVII веков. Шкаф, картины, изображающие сцены битвы с турками под Веной в XVI веке, сцена битвы как фрагмент этих войн, представленная масляной живописью, созданной в XIX веке художником среднеевропейской школы, а также картина художника этой же школы «Капитуляция турков под Веной». Остальные картины написаны в XVIII веке. Здесь же выставлено оружие Османской империи (арабские и турецкие винтовки).

Над дверями, ведущими в арсенал, вывешена группа военных символов турецкой армии – бунчуки (пряди из конских волос и кисти, знак власти в турецкой армии, в европейских войсках – символами были знамена), булавы, турецкие доспехи с шапкой. Это, скорее всего, военные трофеи рода Ауэрспергов.

Из приемной заглянем в рабочий кабинет, где на письменном столе стоят: набор календарей, часы, предметы из стекла, покрытого эмалью, кувшины, предметы из майолики. Маленький алтарь с расписными боковыми сторонами, в котором посередине имеется табличка из слоновой кости, декоративные каменно-керамические немецкие изделия, предметы из слоновой кости, коллекция трубок, миниатюрные образы, На стенах висят картины, написанные в XV-XIX веках, и оружие, изготовленное, очевидно, в это же время.

Рабочим кабинетом заканчивается осмотр серии комнат восточного крыла, Возвращаемся опять в библиотеку, откуда проходим через небольшой арсенал, где собрано большое количество огнестрельного оружия и переходим на веранду с охотничьими сценами, которая образовалась в XIX веке путем застекления дворовых аркад.

Таким же способом возникла на противоположной стороне рыцарская веранда. В деревянную обшивку стен и потолка были встроены образы с охотничьими сценами. Это копии, созданные в XIX веке с оригиналов XVIII веке, находящихся в Частоловицком замке. Веранда обставлена двумя массивными креслами из темного мореного дуба. Они были изготовлены в Тироли в XVI веке. Там же была изготовлена и другая мебель.
С застекленной веранды перейдем на открытую галерею во дворе и посмотрим на стены замка со стороны двора, украшенные знаками охотничьих успехов владельца. Охотничьи трофеи обычно заменяли деревянными головами оленей.

На галерее через окна можно заглянуть в две комнаты. Комната, находящаяся ближе к охотничьей веранде – спальная, обставленная в стиле типичном для XIX века. В спальной комнате видим величественные постели с винтообразными столбиками, мебель дня сидения, сундук-ларь, инкрустированный оловом и латунью, шкаф. Шкаф этот ложный, он служил для подслушивания, за ним проходит лестница.

На стене – французский гобелен и картина кисти среднеевропейского художника, созданная в XVII веке, масляная живопись, нарисованная на дереве. Текстильные обои – первоначальные.

Через окно видна прихожая, ведущая в спальную, в которой находится барочный шкаф, являющийся тайным туалетом, на стенах висят исторические образы генералов. Гостиная обставлена резной мебелью, изготовленной в XIX веке.

Находясь на галерее, еще раз посмотрим во двор замка. Вокруг двора на 1-ом этаже возведены аркады. В XIX веке колонны аркад украсились терракотовыми головками с мотивами драконов, на южной и северной аркадах изображены гербы всех женщин, которые вышли замуж за членов рода Ауэрспергов, в том числе и герб матери строителя романтического замка Винценца Карла Ауэрсперга.

С галереи сойдем во двор и посетим кухонное помещение замка. К просторному кухонному помещению было присоединено варочное отделение и коптильня, а также помещение для разделки мяса. Коптильня была переделана на две печи для выпечки хлеба со сложной калориферной системой. Оборудование кухни до сих пор действующее. В конце XIX века здесь была установлена современная бытовая плита из Вены.

Оборудование кухни дополняется посудой и бытовой утварью. До нашего времени сохранилась первоначальная наружная электропроводка, ведущая по поверхности стен.

Здесь же находится колодец с протекающей водой, текущей из княжеского водопровода.

Снова входим в приемную рыцарской веранды, откуда в гостиную, которая прилегает к Большой башне. Она выполняла функцию общественного помещения для гостей, расквартированных в комнатах башни и в гостиных западного крыла. Стены этой гостиной имеют штукатурку с начесом. Здесь представлена уникальная коллекция часов, изготовленных в XVI-XIX веках.

Из гостиной переходим в Большую башню.

Туалетная комната в башне обставлена первоначальной мебелью, которая состоит из сундука — ларя, установленного в XVII веке. Необходимой утварью для туалетных процедур является каменно-керамический моющий комплект (таз и кувшин) с монограммами "А" (Ауэрсперг). Составной частью туалетной комнаты является уборная, которая отделена перегородкой.

В спальной имеется постель с занавесью, изготовленной в XVI веке. Здесь также стоит стол со стульями, кафельная печь и оловянная утварь. Через окно открывайся прекрасный вид на галерею замка.

В помещении на нижнем этаже башни возведен звездообразный ребристый свод, опирающийся на каменные консоли. Первоначально свободное пространство было перегорожено. В настоящее время это помещение используется для организации периодических выставок художников изобразительного искусства.

После осмотра Большой башни можно посмотреть на отремонтированное подвальное помещение. Оно возникло при строительстве Большой башни.

Дворовые постройки замка гармонично сочетаются с окружающим ландшафтом.

После осмотра внутренних помещений замка можно совершить прогулку по пейзажному парку, окружающему замок Жлебы. Здесь располагается заповедник, в котором наряду с другими животными проживают белые олени. Прогулка по парку послужит прекрасным завершением экскурсии.

З.Романова.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.