Полезные советы от пилота гражданской авиации. Что такое аэрофобия и как преодолеть эту напасть? Не бойтесь летать на самолетах.
Как преодолеть такой страх как аэрофобия? Как облегчить свое пребывание в летящем самолете, если вы панически боитесь летать, это то, о чем я постараюсь вам подробно рассказать в этой статье. Сразу скажу что я пилот гражданской авиации, и более того когда-то сам в далеком прошлом боялся летать (естественно тогда я еще не был пилотом). Здесь я буду затрагивать психологические основы данного страха хотя я не имею образования в области психологии, но тем не менее по долгу службы приходилось много изучать, в том числе и психологию человека. Сразу вам скажу совершенно точно облегчить и даже избавится от страха, летать можно, и даже более того нужно. В первую очередь если вы хотите избавиться от страха полета мне нужно подробно описать как это все вообще летает и работает. Это очень важно по моему мнению знать для людей испытывающих подобный страх, так как нам необходимо владеть информацией что вообще в полете происходит и насколько данная ситуация нормальна.
Начну с того, что, расскажу как самолет держится в воздухе и почему не падает. Есть такая наука называется аэродинамика именно она дает обоснование почему самолет держится в воздухе. Виной тому создающаяся на крыле подъемная сила, именно она нас поднимает в воздух и держит в нем. Самое главное от чего она зависит это скорость, и чем выше скорость тем больше у нас этой силы. А забегая вперед скажу сразу самолет начинает отрыв от земли на определенно установленной безопасной скорости, то есть когда вы чувствуете что нос начал задираться вы знаете что мы достигли скорости которая создаст на крыле подъемную силу которая нас совершенно точно без всяких но поднимет в воздух. Соответственно и на посадке самолет летит с определенной безопасной скоростью.
Сразу вам скажу что эти скорости сейчас на всех современных воздушных судах четко контролируются не только пилотами но и кучей всевозможных сигнализаций и систем защищающих самолет от ее потери. Когда самолет летит на стадии невзлета и посадки тогда тем более скорость большая и подъемной силы у нас с избытком. Первое что вы должны осознать САМОЛЕТ НЕ МОЖЕТ ВЗЯТЬ И УПАСТЬ пока есть скорость!!! Крыло крепиться к фюзеляжу очень и очень крепко и надежно с избытком запаса прочности. И когда во время турбулентности вы смотрите в иллюминатор и видите там как наш самолетик машет крыльями у вас сразу возникает вопрос, а не отвалятся ли они сейчас? Ответ однозначный НЕТ.
Нагрузка которая возникает на крыло во время полета в любой турбулентной атмосфере не может сломать крыло ни при каких обстоятельствах. Я не знаю ни одного случая авиакатастрофы за всю историю большой авиации чтобы самолет упал из за турбулентности. А вот пристегиваться нас заставляют что бы мы во время этой турбулентности не сломали себе шеи об потолок. Делаем вывод: если даже подлетая до потолка нам важно не сломать свою шею, а не самолет значит самолет это спокойно выдерживает. Так что, как только вас начнет трясти в самолете вспомните об этом и если вы не видите в салоне подлетающих до потолка людей значит все нормально и причин даже думать об этом нет. Я думаю, вот и ответ на ваш вопрос: почему самолет трясет при посадке. Турбулентность как таковая сейчас удостоена внимания исключительно как вещь нарушающая комфорт, но не как вещь влияющая на безопасность.
Следующая часть самолета о которой я расскажу это двигатели. Сейчас большинство авиакомпаний мира эксплуатируют в основном воздушные суда производства Airbus и Boeing. Данные самолеты производятся в Европе и Америке соответственно. Но двигатели на них стоят от других производителей например Rolls Royce, и причем в России в основном стоят двигатели именно Роллс. Вдумайтесь в название производителя, неплохо да!!!! Двигатели эти очень и очень надежны процент отказов достаточно низок. И самое главное это их мощность. Делается все так чтобы на взлете самолет максимально нагруженный смог взлететь и спокойно приземлиться на одном двигателе. То есть если самолет взлетает и у него отказывает один двигатель то это конечно неприятно, но не представляет угрозы вашей жизни.
Следующий момент. Это почему иногда самолет на посадке очень долго кружит и никак не садиться. Не нужно думать что у нас что-то сломалось и мы не можем сесть, в подавляющем большинстве случаев мы просто таким образом стоим в очереди на посадку. Современная авиации настолько обуздала всю нашу жизнь что самолетов летающих сейчас в нашем небе просто море, и естественно есть и пробки, так вот диспетчера очень часто отправляют самолеты перед посадкой в зону ожидания и там мы кружимся летаем летаем просто дожидаясь своей очереди.
Дальше что хочу сказать, если вы видите что в день вашего вылета очень плохая погода как вам кажется а вас все равно почему-то загружают в самолет, то помните, повода для паники нет!!! Дело в том что решение вылетать или нет, принимается не так просто, типа захотел полетел, захотел нет, оно принимается на основании конкретных цифровых значений погоды таких как видимость, скорость ветра, интенсивность осадков, наличие опасных метеоявлений и т.д., и они конкретно прописаны в документах. Цифры эти для каждого летчика и самолета и аэропорта свои, то бишь, если мы вылетаем, то первое самолет может спокойно и безопасно летать в таких условиях, второе, командир нашего самолета имеет право вас вести в такую погоду, и он умеет это делать и не однократно делал, и третье, аэропорт наш имеет все необходимое оборудование чтобы вас безопасно отправить куда вам нужно.
Тоже самое касается и посадки если земли все не видно, и не видно это не значит что пилоты ее не видят они идут на посадку по точным системам захода и сейчас для современных воздушных судов нормально когда вы увидите землю только с высоты 60 метров!!!! И это абсолютно безопасно.
Теперь я хочу сказать, что нужно контролировать когда вы паникуете в самолете, в первую очередь это напряжение ваших мышц, обратите на них самое главное внимание, ваша задача как можно больше их расслабить, не нужно вцепляться я в сиденье мёртвой хваткой, напрягать пресс и другие мышцы. Первое, что вы должны помнить, когда вы паникуете, это что сейчас делают мои мышцы, если вы что то сжимаете или разжимаете, то нужно сразу же прекратить это делать. Так устроена наша психика что чем больше наши мышцы напрягаются тем больше наш страх.
Следующее это наше дыхание. Следите за ним, ваша задача, вдыхать плавно а выдыхать подольше, чем вдыхать и все это нужно делать так что бы вы дышали как бы животом. А самое главное всегда включайте логику и свой разум, потому как страх он не от разума он от инстинкта, а наш инстинкт самосохранения когда изобретался, явно не знал что надо будет летать на самолетах.
Запомните как аксиому: самолет не падает просто так, что бы он упал нужно кучу негативных стечений обстоятельств я считаю, что это все равно, что выиграть несколько миллионов долларов в лотерею, шанс скажем честно очень невелик, второе: не пытайтесь анализировать как работает то или иное устройство в самолете, например, не слушайте двигатели они вам ничего не дают и шумность может меняться и иногда они резко как будто заглохли это все нормально. Самое главное в полете это наслаждаться красотой нашей планеты, просто расслабтесь, отдайтесь этой ситуации, не пытайтесь ее контролировать, а просто занимайтесь своими делами. И самое главное в эти моменты, это наши мысли, то что они вам рисуют всякие ужасы это все иллюзия, ваш мозг не знает ничего о том, что происходит, ему просто это не чуждо от природы, вот он и говорит вам: эй, надо скорее выходить из этой непонятной мне ситуации, и при помощи страха гонит вас из нее быстрее выйти. Но ваш разум должен объяснить вашему старичку инстинкту самосохранения, что типа мол дружочек, не волнуйся, когда тебя делали сотни тысяч лет назад, тогда этого не было, а щас вот посмотри есть!!! И это безопасно.
И в конце, конечно, надо сказать, что все-таки иногда очень редко, к счастью, происходят трагедии, но в наш век техногенного развития без них никак. И только вдумайтесь почему вы не переживаете что вам сегодня упадет сосулька на голову, или не дай Бог машина собьет? И вероятность, кстати, так умереть гораздо выше чем в вашем путешествии куда-либо на самолете. Просто ваш инстинкт самосохранения каждый день видит машины и сосульки, и так далее, и его этим не удивишь, а самолет, это что то необычное, сложное и вот он начинает выпендриваться.
Не становитесь заложником своего страха, он портит вам жизнь, просто объясните ему, что теперь он неуместен, так как есть разум, и информация о том как это все устроено. Удачного полета!