Все знают, что такое велосипедный туризм и езда на велосипеде. Это скорость, удовольствие, приятный отдых. Моделей велосипедов множество. Есть простые дорожные, скоростные и даже для езды по горам.
Мы все привыкли к этому виду транспорта и легко пользуемся им. А задумывались вы о том, что такое на самом деле велосипед, как он ездит и прочее? Об этом и многом другом эта статья.
Велосипед это не просто рама с колесами: это и транспорт в селах и небольших городах, и профессиональный спорт, и предмет вожделения многих детей, и первый в жизни вывих или ушиб, и средство похудения, и способ приятно провести время…
Соответственно про велосипед можно много рассказывать: и про непростую многоэтапную историю создания, и про влияние на экологию, и про космические технологии и последние разработки в велосипедостроении, и про интриги и драмы велосипедного спорта…Подробнее о велосипедах читайте на сайте http://barakhol.com.
Но для человека, который никогда на этом самом велосипеде не ездил, интереснее другие вопросы: почему эта рама с колесами не падает и как на ней, собственно, ездить.
Вообще по поводу умения ездить, складывается забавная ситуация, немного похожая на плаванье: те, кто ездить не умеет, взирают на людей верхом на велосипеде как на просветленных, которым открылось тайное знание.
Те же, кто, пыхтя, крутит педали, искренне считают, что ездить умели всегда, и просто не понимают, как можно не уметь ездить? Соответственно взгляд на пешеходов сочувственно ― жалостливый.
Так почему велосипед не падает, когда движется? Ведь площадь опоры у него почти нулевая, и стоять самостоятельно он не может в принципе?
Секрет прост: велосипед не подает, потом что он … падает. Нет, серьезно ― если посмотреть на след велосипеда на пыльной дороге, то отлично видно, что след не прямой, как от автомобиля, а волнистый. И езда на велосипеде есть не что иное, как непрерывное падение. При движении велосипедист наклоняется в сторону, поворачивает немного руль, чтобы убрать этот наклон, и тут же наклоняется в другую сторону, опять поворачивает руль.
А умение ездить на велосипеде ― это просто интуитивное, на уровне рефлексов, отслеживание угла наклона корпуса и соответствующий поворот руля, чтобы этот наклон убрать. Просто? Ну-ну… Квантовая механика ― это тоже просто…
А как же езда без рук, или вообще на одноколесном велосипеде? – спросите Вы.
На велосипеде с одним колесом наклон убирается движениями корпуса велосипедиста ― если присмотреться, то человек, оседлавший одноколесный велосипед, постоянно пошатывается из стороны в сторону.
А вот езда без рук возможна благодаря центробежной силе, которая тем выше, чем больше скорость движения. Не погружаясь в дебри физики, попробуем объяснить по аналогии. Вы двигаетесь по тротуару, и к вам подходит человек, пытаясь выяснить, как пройти в библиотеку. Так вот, очевидно, что у него больше шансы это выяснить когда вы вечером неспешно прогуливаетесь, а не когда вы, выпучив глаза, несетесь на остановку.
Еще вопрос. Почему, двигаясь пешком, человек развивает скорость 5-6 км/ч и за день может пройти не больше 30 км, а оседлав велосипед ― скорость 30-40 км/ч и отмахать километров 300 ― не проблема?
Дело в том, что при ходьбе человек не только двигается вперед, но и при каждом шаге совершает движение вверх-вниз. На велосипеде же вертикальная составляющая, отбирающая много сил, сведена к нулю, а сопротивление горизонтальному движению благодаря колесам с подшипниками невелико. Таким образом, мышечная сила используется намного более эффективно.
Таков этот простой и в то же время загадочный транспорт, которым мы пользуемся каждый день. Езда на велосипеде приносит радость, здоровье и помогает туристам преодолевать расстояния. Удачной поездки!